Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативные документы и письма по формированию и оценке функциональной грамотности федерального уровня
Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности
Электронные ресурсы и банки заданий
Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru/
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
Электронный банк заданий по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru/
Инструкции:
- Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ: https://youtu.be/sXa29f7PLLE
- Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся: https://youtu.be/JxMoPZE3E0w
- Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы: https://youtu.be/cMtNpPKoWMM
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы). ФИПИ. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Материалы по функциональной грамотности на сайте "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»" (переход на страницы сайта Института стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/)
Информационно-методические материалы
Рекомендуемая литература
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. -
http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/bank-trenirov-zadanij.pdf |
Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке. -
http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/kompetencii-4k.pdf |
PISA. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач. -
http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/pisa-sbornik.pdf |
Уроки формирования функциональной грамотности. -
http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/uroki-formirovanija-fg.pdf |
Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность. Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» 5 октября — 19 ноября 2020 -
http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/kompetencii-uchitelej.pdf |
План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся |
Что значит быть грамотным? |
Нормативные документы и письма по формированию и оценке функциональной грамотности регионального уровня